Доступная среда
Нормативные документы
- Подробности
- Просмотров: 563
Международный уровень:
- Заключительный доклад Специального комитета по всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000)
Региональный уровень:
- Постановление от 16 декабря 2013 г. N 523-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
- Приказ № 3376 от 31.12. 2013 г. "Об утверждении нормативно-правовых нормативных актов, регулирующих отношения в сфере обазования"
- Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Белгородской области
Муниципальный уровень:
- Постановление №16 от 7.02.2012 г. "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по обеспечению общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья и имеющими оклонения в состоянии здоровья"
- Постановление администрации города Белгорода от 27.02.2013 N 41 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по обеспечению общего образования детей с ограниченными возможностямиздоровья"
Сенсорная комната
- Подробности
- Просмотров: 2002
Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса. В нашем образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно - с декабря 2015 г. Но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работы.
Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.
Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) - одно из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Поэтому в школе разработана и успешно применяется развивающая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния.
Сенсорная комната для школьника – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает новые представления о мире, ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые эффекты, объемные и шероховатые поверхности, различные мягкие модули.
Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.
Дети младшего школьного возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.
Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей.
В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в условиях школы, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников.
Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способствуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.
В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.
Самым важным и уникальным в программе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
Кому показаны занятия в сенсорной комнате
Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями. Занятия с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие:
- зрительно-моторной координации (в том числе ее коррекцию);
- ориентировочной реакции;
- сенсорики;
- пассивного словаря.
В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования сенсорной комнаты можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке.
Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следующих случаях:
- наличие неврозов и неврозоподобных состояний;
- задержка психомоторного и речевого развития;
- резидуально-органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.);
- аутизм;
- адаптационные расстройства;
- трудности усвоения программного материала;
- ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии;
- нарушения слуха, зрения и речи.
Посещение сенсорной комнаты сотрудниками педагогического коллектива помогает снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить релаксацию, повысить мотивацию к деятельности.
Противопоказания
Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности (в таком случае используются только релаксационные приемы без мигающего оборудования и ритмичной музыки). При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. Тревожным детям не рекомендуются резкие переходы от одного стимула к другому.
Дети, имеющие частичные противопоказания, должны предварительно получить консультацию и рекомендации невролога.
Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия. В зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, терапии (психотерапии) и лечения различных расстройств и заболеваний. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать пациенту и специалисту, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!? Именно поэтому сенсорные комнаты часто называют лечебными и широко используют в медицинских учреждениях, а также при профилактике различных заболеваний, общих оздоровительных процедурах или устранении патологий.
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:
- улучшение настроения;
- появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
- получение положительных эмоций;
- нормализация сна;
- снижение тревожности и беспокойства;
- уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
- отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
- повышение иммунитета;
- ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
- ускорение процессов мозговой активности;
- стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов, происходящих в нем. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.
Сенсорная комната используется в профессиональной деятельности очень многих специалистов. Свои занятия там могут проводить психологи, психотерапевты, логопеды, коррекционные педагоги, врачи разных направлений. В зависимости от имеющихся у пациента заболеваний или патологий проводимые сеансы могут помогать в достижении следующих целей:
- снимать напряжение, расслаблять мышечную систему;
- расслаблять организм в целом или какую-то конкретную его часть, помогать достигать состояния расслабленности и покоя;
- снимать психоэмоциональное напряжение, помогать в достижении душевного равновесия;
- активизировать работу центральной нервной системы, стимулировать протекание различных процессов в организме;
- стимулировать ослабленные реакции на внешние раздражители (образы, картины, запахи, звуки и др.) за счет большого количества сенсорных проявлений;
- развивать двигательные и познавательные функции;
- улучшать настроение, создавать благоприятный фон для общения и обучения;
- повышать мотивацию к проведению различных процедур, направленных на оздоровление организма.
Во многих образовательных организациях есть специально оборудованные сенсорные комнаты, которые используются для проведения педагогической коррекции, занятий с детьми, имеющими нарушения моторики и сенсорики, с задержкой психического развития, заболеваниями ЦНС. Сенсорные комнаты также помогают в решении проблем в школе или детском саду, снимают стрессы, снижают раздражительность и нервное напряжение в сложные периоды жизни (например, во время подготовки к экзаменам). Детей с повышенным уровнем тревожности занятия в сенсорной комнате успокаивают и приучают контролировать свои эмоции в различных ситуациях.
Государственная программа
- Подробности
- Просмотров: 1576
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
- 45% объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур должны стать полностью доступны для людей всех форм инвалидности;
- 20% образовательных учреждений должны стать полностью оборудованы для обучения инвалидов;
- 90% регионов должны иметь карты доступности всех услуг для инвалидов.
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения - это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п.
Документы
План мероприятий по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ на уровне общеобразовательного учреждения
Приказ №240 от 28.09.2015 г. " О реализации мероприятий в рамках программы «Доступная среда»
Приказ №292 от 15.09.2015г. "О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ"
Порядок организации обеспечения доступности объектов и образовательных услуг для инвалидов
Постановление №575 от 17.05.2017 г. "О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"
Перечень функциональных (должностных) обязанностей сотрудников организации по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, оказания им необходимой помощи
Форма «Памятки для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со стороны персонала на объекте»
Доска объявлений
Счетчик посещений:
Вчера:47
Неделя:36
Месяц:475
Всего:251574
IP Адрес: 3.235.11.178 Инфо: Unknown - Unknown 08 Март 2021